?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Что подвело Колумба, когда он поплыл открывать Индию?

У него был при себе компас, так что не чувство направления. И даже не логические посылки. С логикой у парня все как раз было отлично. Он сумел сложить 2 и 2, поняв, что, раз Земля круглая, то Индия — не только на востоке, но и на западе. И это было совершенно верное рассуждение. Если долго плыть на запад из Европы, можно действительно прибыть в Индию.

Подвела Колумба банальная нехватка знаний. Он не знал, что, во-первых, Земля больше, чем он предполагает, и между Кастилией и Индией лежат два океана. А во-вторых, ему было невдомек, что там имеются еще и пара материков.



Колумбу можно простить его невежество. В то время, в конце XV века, никто не знал этих вещей.

Но как сегодня мы посмотрели бы на человека, который не знает, где на карте мира искать Кубу? Или что такое Гренландия? Или всерьез задумывается над вопросом, почему белые медведи не едят пингвинов?

Не знаю, правда это или нет, но говорят, в аэропорту Зальцбурга есть специальное информационное табло для тех, кто перепутал Австрию с Австралией.

Предположим, вы встретили человека, который понятия не имеет, где находится Новая Зеландия, и чем она отличается от старой. Он может сказать: «Да я вообще не езжу дальше дачного участка! Зачем мне знать наизусть морские порты Монголии или горы Голландии, если я все равно никогда их не увижу?»

И ведь он по-своему прав. У него нет никакой объективной, практической необходимости знать, где искать Аляску или Анды.

Точно так же, как нет необходимости знать, к примеру, что кокос растет на пальме, ананас — травянистое растение, а помидор — ягода. А какая разница-то?.. Ягода или овощ — это никак не повлияет на приготовление салата.

А так ли уж страшно, если человек не знает, что Вторая Мировая и Великая Отечественная войны начались с промежутком в 2 года?.. Какая практическая польза от знания этого факта? Так ли плохо, если человек не помнит дат жизни Пушкина? Или, тем более, не знает имен давно умерших фараонов?..



Да кому какое дело-то?.. Разве ему пригодится в жизни это знание? Много ему помогут эти факты, когда надо будет приготовить ужин, вырастить картошку на участке, выбрать хороший кусок мяса на рынке? И разве кто-нибудь покупает себе одежду, руководствуясь соображениями, что Волга впадает в Каспийское море, а война с Наполеоном была в 1812 году?..

Вероятно, нет.

Вряд ли для кого-то будет страшной тайной тот факт, что бóльшая часть знаний, которые дают нам в школе, нам едва ли понадобятся на практике. Пригодилось вам умение вести дневник наблюдений за погодой?.. Вот то-то же.

В прошлом посте мне написали не то два, не то три комментария с примерно одним вопросом: а в чем практический смысл изучать историю?

Ну, то есть, понятно, если вы не профессиональный историк. Их-то можно, дескать, понять — как минимум, они так деньги зарабатывают. А простому человеку зачем? В быту, в жизни — куда применить, скажем, поединок Пересвета с Челубеем?


Ответ простой: никуда.

Никуда вы его в практическом смысле не употребите.

Вот скажем, теорему Пифагора можно как-то успешно применять в быту. Понадобится вам, скажем, измерить диагональ балконной двери, а протянуть рулетку из угла в угол жена не позволяет. Ок, замерил косяк, суммировал квадраты, смело взял корень…

Или генетика. У вас, предположим, карие глаза, у жены голубые. А у троих детей — черные, зеленые и серые. Вспомнил про наследие Менделя, покумекал…

А историю как к делу приспособить?..


Но в жизни есть куча других вещей, которые тоже никак невозможно использовать практически.

Например, этикет. В чем практическая польза знания, что чай размешивают ложечкой, а не вилкой? И так ли уж необходимо есть с помощью приборов, когда можно и руками?

А зачем разбираться в одежде? Подбирать сочетания цветов? Зачем девушки накрашиваются? Я могу понять — одеться красиво на свидание, чтобы произвести эффект. А если вы на работу каждый день ходите, какая вам разница — как вы там выглядите?


Но если вы девушка, вы ни за что не позволите себе явиться на работу в растянутой футболке, домашних шортах и без минимального макияжа. Если вы мужчина, вы никогда не позволите себе напялить трусы поверх брюк (хотя одинаково тепло, почему бы и нет?..) И наверняка не будете в гостях жрать салат прямо из салатницы, загребая его ладонью.

Просто потому, что в таких случаях вы рискуете прослыть невоспитанным невежей, неряхой а то и вообще идиотом.

И разумеется, нормальные, приличные, воспитанные люди общаться с вами после этого не захотят. В лучшем случае, вскоре вокруг вас останутся такие же фрики. В худшем — никого.

Но примерно то же происходит с людьми, которые не владеют базовыми знаниями. Если вы не помните, в каком веке жил Петр I, или в какой стране находится Лондон — чем это лучше? Ведь это выставляет вас недоучкой, невеждой, глупцом. Какой умный и образованный человек захочет с вами общаться? И зачем?


Помню, была у меня знакомая девочка. Однажды мы гуляли в Лагерном саду в Томске. Кто не в курсе — там мемориал Великой Отечественной. Памятник, и рядом с ним — стелы с именами погибших воинов.

Девочка принялась ходить вдоль этих стел — искала свою фамилию. Ей захотелось выяснить, были ли на войне ее однофамильцы. Ходит и читает вслух: «Иванов, 1910. Петров, 1905. О-о-о, смотри! Сидоров — аж 1895!»

Я ей: а что такого? Ну, да, родился дядька в 1895. Нормально же.

— Ты что-о-о! — говорит мне девочка. — Это же даты смерти!

Так. Хорошо, Машенька. Давай, вспоминай, где мы находимся. Чему посвящен мемориал?.. Правильно, войне. А когда эта война началась, и когда закончилась?..

Наморщила лобик. Вспомнила. Сопоставила.

«А, ну да. Ладно, перепутала».

Идем дальше. Машенька продолжает читать фамилии. Задумчиво так выдает:

— Интересно, а тысяча семисотые здесь есть?..


Да, наверное, дело еще и в том, что Машенька не очень умная. Но если бы она немного больше времени и усердия в школе уделяла истории — возможно, не выставила бы себя на посмешище как эпическая дура.

И все-таки можно было бы простить ей этот фейл. Можно, если бы Машенька занималась математикой, физикой, биологией, медициной… Если бы у нее было хоть какое-то оправдание: «Моя область знаний далека от истории, я все свое время отдаю своему предмету».

Я тоже, каюсь, далек от физики. И в астрономии разбираюсь, как свинья в апельсинах. Наверное, физикам и астрономам будет скучно обсуждать со мной их предметы.

Но я почему-то уверен, что нормально развитый человек никогда не интересуется исключительно чем-то одним. Нет такого математика, который не нашел бы, о чем поговорить с ботаником — даже если ботаник не умеет возвести пять в квадрат, а сам математик впервые слышит слово «тычинка».

В школе нам проталкивали кучу «ненужных» нам знаний под соусом «общего развития». И знаете, что?.. Учителя были правы! Общее развитие — едва ли не самое полезное, что они могли нам дать. Не знание истории, математики, ботаники… Важно, что мы получили по кусочку от всего. Пресловутое «общее развитие» гарантирует, что вы сможете общаться с интересными и умными людьми — если не на равных, то хотя бы в качестве слушателя. И что самое важное, им тоже будет интересно с вами общаться.


Но может, я перегибаю палку? Так ли нужно с этими «интересными» людьми общаться? Опять же, зачем?..

Та же Машенька — она что, страдает из-за своей необразованности?

Вряд ли. Рад сообщить, что у нее все хорошо. Замужем, есть дети, работает. Все нормально.

Но проблема в том, что невежество токсично. Невежество плодит невежество. Если вы не знаете, чем Арктика отличается от Антарктики, то и вашим детям не сможете этого объяснить. Если Машенька поведет своих детей в Лагерный сад, и там они спросят: «Мама, а что это за фамилии, и что за даты?» — что она им ответит? О чем сможет рассказать?

И откуда им брать эту информацию?..

Откуда им узнать, что узнавать информацию вообще важно?

Если ребенок пожалуется, что в школе его заставляют учить историю — скажет ли она: «Учи, потом спасибо скажешь»? Или ответит: «Не заморачивайся, сыночка, я не учила, и все нормально»?..



Сыночку, может, и правда не пригодится история. Правда, потом он не сможет распознать вранье, когда ему будут ездить по ушам пропагандой или псевдоисторическим враньем. Может, однажды, услышав краем уха о «новой хронологии», он поверит, что вся официальная история — современная подделка, а все историки лжецы. И купит себе почитать «правильную» книжку (а потом вторую, третью… авторы много накатали — бизнес есть бизнес, овечек надо стричь).


И биологию учить незачем, ведь сыночка не собирается становиться биологом. Правда, потом он не сможет разобраться — опасно все-таки ГМО, или безопасно.

И химия обычному человеку не нужна. Конечно, сыночка не сможет потом понять — работает гомеопатия или нет, и почему?.. Но ничего, подумаешь, будет всю жизнь покупать в аптеке пустышки вместо лекарств.

И географию не обязательно. Какая разница, шарообразная Земля или плоская?.. Пусть верит, во что хочет.

И его детям тоже не стоит учиться. И их детям.


Или все-таки стоит?..


Изучать историю — а вместе с ней и любые другие науки — необходимо просто для того, чтобы в будущем мы не стали обществом невежественных, темных, тупых и ограниченных баранов. Получать знания нужно, даже если вы за всю жизнь не найдете им применения. Даже если единственный раз, когда вам понадобится теорема Пифагора — это чтобы помочь сыну сделать домашнюю работу по математике. А ему — чтобы помочь своему сыну.

Но знать — надо.

Изучить все мы в любом случае не можем. Не тянет к истории — ладно, это еще не беда. Это не страшно, если человек изучает астрономию, химию, зоологию, увлекается социологией или лингвистикой, психологией или геологией. Пусть хоть что-то знает за пределами своего огорода. Чем больше — тем лучше.



Когда меня спрашивают: «А в чем практическое применение истории?» — мне хочется спросить: «А в чем вообще смысл получать знания?»

Корова пасется на лугу, и знать не знает, что там за соседним холмом. Не говоря уже об Австралии. И ей пофигу, сколько племенных быков было в ее роду. И от какого вида древних коров она происходит. Трава есть, сено есть — что еще надо корове?

Да, так тоже можно.

Можно не знать, и не желать знать, что вокруг огромный мир.

Что есть Австрия и Австралия, и это разные страны. Что есть на свете моря и океаны. Что Колумб открыл Америку, хотя собирался плыть в Индию.

Можно не интересоваться тем, что нас окружает, и своим прошлым. Можно занимать свою голову исключительно прагматичными и практическими вопросами.

Но тогда чем вы отличаетесь от коровы?..


P.S. Девочку Машеньку, кстати, на самом деле зовут не Машей. Все Маши, которых я знаю — молодцы и умницы.


Этот блог нуждается в вашей поддержке!


Последние записи в журнале

promo alex_aka_jj august 26, 2009 13:36 7
Buy for 300 tokens
Друзья! В этом блоге за 8 лет его существования опубликовано больше 300 авторских рассказов и других текстов. Чтобы вам было удобнее их находить и читать, я составил это содержание. Мой блог — некоммерческий. Это значит, что я пишу тексты на чистом энтузиазме и не занимаюсь ни заказными…

Comments

( 341 комментариев — Оставить отзыв )
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
anna68
29 май, 2018 10:54 (UTC)
Человек стал человеком, потому что накапливал полезные и не только знания, а невежды плодят невежд и тем способствуют превращению человека обратно в обезьяну.
bisey
29 май, 2018 11:23 (UTC)
Не сказал бы :) И обезьяны, и другие высшие животные - дико любопытные и охотно накапливают новые знания. Отчего, например, кошка мяучит у закрытой двери и требует её впустить - хотя оттуда не пахнет едой и там не скребутся мыши? Ей интересно, что там.
Так что невежда - это даже не обезьяна, это плоский червь какой-то :)
(без заголовка) - anna68 - 29 май, 2018 11:25 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - bisey - 29 май, 2018 18:51 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - bisey - 29 май, 2018 19:08 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - seoly - 13 июн, 2018 15:41 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - seoly - 13 июн, 2018 15:42 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - anna68 - 14 июн, 2018 05:11 (UTC) - Развернуть
helkanarie
29 май, 2018 11:18 (UTC)
Вообще-то ходить без макияжа нормально, даже если человек женского пола.
alex_aka_jj
29 май, 2018 11:32 (UTC)
ОК, хорошо )) Тут я, наверное, погорячился. ))
(без заголовка) - ahax - 1 июн, 2018 05:32 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - ahax - 4 июн, 2018 18:58 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - (Анонимно) - 4 июн, 2018 16:46 (UTC) - Развернуть
shoorick
29 май, 2018 11:21 (UTC)
Земля больше, чем он предполагает
Странно, что Колумб в пятнадцатом веке не знал размеров Земли, а Эратосфен в минус третьем — знал.
aikr
29 май, 2018 12:04 (UTC)
Re: Земля больше, чем он предполагает
Есть версия (не знаю, насколько правдивая, но интересная), что всё Колумб прекрасно знал. И с самого начала намеревался открыть новый континент. А спонсорам плёл про Индию, потому как понимал: на это деньги дадут куда охотнее, чем на гипотетическую terra incognita.
(без заголовка) - turok80 - 29 май, 2018 14:36 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - WASP - 6 июн, 2018 07:17 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - WASP - 6 июн, 2018 07:19 (UTC) - Развернуть
antiz_lj
29 май, 2018 11:24 (UTC)
не раскрыт вопрос изучения теософии!!!!
feelisgood
6 июн, 2018 11:49 (UTC)
Общая эрудированность это конечно хорошо, но как розетку поменять, так дядя Коля
tbapb_xl
29 май, 2018 12:07 (UTC)
вообщето историю надо знать,
чтобы иметь хоть минимальные шансы не ходить по одним и тем же граблям бесконечно.

а то восторженные идиоты монархию восстановят...
а там и до рабства рукой подать :))
freedom_of_sea
29 май, 2018 12:44 (UTC)
история учит, что она никого не учит
"а то восторженные идиоты монархию восстановят...
а там и до рабства рукой подать :))"

Сегодня он играет джаз а завтра родину продаст.
Где связь между монархией и рабством?
(без заголовка) - nopok - 29 май, 2018 14:00 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - seoly - 5 июн, 2018 16:07 (UTC) - Развернуть
kofe_chiat
29 май, 2018 12:30 (UTC)
Это очень правильный пост.
И оооочень длинный. И оооооооооочень занудный.
То есть, человек, не знающий истории, его не прочтёт - не осилит.
И человек, знающий историю, тоже не прочтёт, потому что 1) уже всё это знает 2) ооооочень занудно.
То есть, весь пафос текста достанется только (нередким, увы) любителям в очередной раз убедиться в собственной прекрасности по сравнению с дурой-Машей.
Охота Вам было столько ваять для такого неблагодарного круга читателей?
freedom_of_sea
29 май, 2018 12:47 (UTC)
нужно как-то оправдать, что просрал свою жизнь, изучая всякий бесполезный бред
(без заголовка) - kotm - 29 май, 2018 14:12 (UTC) - Развернуть
pvm_moroz
29 май, 2018 12:35 (UTC)
Плохая статья. Пока доберёшься до вывода "Можно не интересоваться тем, что нас окружает, и своим прошлым. Можно занимать свою голову исключительно прагматичными и практическими вопросами.

Но тогда чем вы отличаетесь от коровы?.." семь потов сойдёт. А она ориентирована как раз на мещан. А они её не прочитают потому, что "много букаф".

Edited at 2018-05-29 12:36 (UTC)
freedom_of_sea
29 май, 2018 12:42 (UTC)
полный бред у автора
"Можно занимать свою голову исключительно прагматичными и практическими вопросами. Но тогда чем вы отличаетесь от коровы?.."

корова не занимает свою голову прагматичными и практическими вопросами.

Edited at 2018-05-29 12:47 (UTC)
(без заголовка) - (Анонимно) - 30 май, 2018 04:40 (UTC) - Развернуть
freedom_of_sea
29 май, 2018 12:37 (UTC)
"Но я почему-то уверен,"

как обычно бывает, автор натягивает свою религию на глобус

бесполезное знание бесполезно по определению. Ну купите вы не гомеопатию а "научную" таблетку. Она ровно так же не помогает.

Edited at 2018-05-29 12:48 (UTC)
nopok
29 май, 2018 14:03 (UTC)
"Ну купите вы не гомеопатию а "научную" таблетку. Она ровно так же не помогает."

Отличный пример мышления малообразованного дурака. Прям, хрестоматийный.
(Анонимно)
29 май, 2018 12:56 (UTC)
Согласен. Спасибо. Необразованные люди не могут делать собственных выводов.
john_scar
29 май, 2018 12:58 (UTC)
Человечество сейчас столкнулось с огромным, просто чудовищным ростом информационной нагрузки. И мозги не могут переваривать это всё так, как хотелось бы. Поэтому встретить эрудита из прошлого века сейчас можно, конечно, только это будет знать, что он чуток по верхам похватал и всё.

А учить науки надо, чтобы иметь представление о том, как всё вокруг работает в общем. Чтобы иметь возможность углубиться в частности, если понадобиться. Но в школе этому не учат нигде.
winged_crocodil
29 май, 2018 16:35 (UTC)
Да, так и есть.
uncle_ghost
29 май, 2018 13:09 (UTC)
Всё так. Но здешним машенькам уже ничего не поможет.
antiteron
29 май, 2018 13:46 (UTC)
Бля....вот я лох
Пока писал каммент про "пашол гуглить почему белые медведи не едят пингвинов", остатками серого вещества понял почему.

Идиота кусок...пора в отпуск...
john_f_nash
29 май, 2018 14:06 (UTC)
Птицы ведь! Ну где медведю птицу догнать )
john_f_nash
29 май, 2018 13:59 (UTC)
"Но тогда чем вы отличаетесь от коровы?.."

Как созвучно моим мыслям!

Последнее время часто думаю, что, да, в нашем обществе потребления тоже становится чисто и уютно. Как в современном коровнике. Где скотину моют и кормят. А вот на доступности образования часто стоит блок.

А ведь именно способность учиться и тяга к отвлечённым знаниям отличает Человека, как существо мыслящее, от животного.
zegor
29 май, 2018 14:12 (UTC)
Полностью согласен. Знания необходимы, но есть один момент, что школа дает просто набор знаний, а вот интерпретировать их не учит. Не выстраиваются в сознании школяров, что из А -> В, то из В -> С. Редкий учитель дает такой понятийный аппарат, обычно все сводится: "Так дети, параграф выучили? Да! А ну и ладно"
bodeh
29 май, 2018 14:24 (UTC)

Дело даже не в знаниях, как таковых. В умении думать. Анализировать. Сопоставлять. А знания — всего лишь способ не тратить время на ходьбу по граблям.

felix_felicis24
29 май, 2018 16:20 (UTC)

Но знания помогают научиться анализу. Не зная, что есть А, Б и В, нельзя их сопоставить и сделать выводы. Хотя тут, конечно, надо еще вообще уметь делать выводы...

(без заголовка) - bodeh - 29 май, 2018 16:52 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 341 комментариев — Оставить отзыв )

Профиль

one bearded man
alex_aka_jj
Алексей Березин

Последний месяц

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930




Поддержать автора

Поддержать автора


Рекомендую!


Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Купить на ОЗОНе
Купить на Лабиринте

Ссылки

Yandex.Дзен Слон в колесе

Слон в колесе VKontakte

Слон в колесе в Google+

Twitter Слон в колесе
Разработано LiveJournal.com