?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Ученые головастики во всем мире сидят, пыхтят над древними закорючками в пергаментах, раскапывают тысячелетний мусор и потом годами нюхают грязные черепки. И все зачем?.. Чтобы потом сказать с умным видом: «Неандертальцы-де не носили носков, Клеопатра подтиралась лопухом и ковыряла в носу, а у вот этому разбитому горшку 10 тысяч лет».

И только-то!


Примерно так, судя по моему опыту общения, некоторые обыватели представляют себе историческую науку.

Из всего этого делается вывод: «Ну и зачем нам нужна эта история вообще?» И в частности, история Древнего Египта.

Мне, например, написали недавно: «А история Нефертити – не наша история». И дескать, знать нам ее и не обязательно.

Обоснования этому выводу приводятся замечательные: «Если бы это было необходимо и достаточно, для современных реалий, то тогда, мы давным давно и разобрались, что, кто, когда и где» (орфография авторская). К тому же, «если бы фараоны хотели бы, чтобы потомки обнаружили их последнее место упокоения», то захоронились бы на видном месте, и, вероятно, с поясняющей табличкой на груди.

А потому – зачем вскрывать гробницы (тех же фараонов)?

Да и где он вообще, вклад того Древнего Египта в историю?..



Когда тебе говорят, что история - не наука.


Начнем, пожалуй, с утверждения, что «история Нефертити – не наша».

Простите, а какая «наша»?

История нашей страны? А до какого момента в прошлое простирается история нашей страны? Когда началась именно «наша» история?

Мы живем в Российской Федерации. История СССР – это «наша» или «не наша» история? А история Российской империи? А Русское царство – «наше» или нет? А история Древней Руси?..

История киевского князя Владимира – это «наша» история или уже чья-то чужая?

А до Владимира, до Рюрика – там есть «наша»?

Да что мы всё о русских-то. В России ведь еще множество народов. История Казанского ханства – она «наша» или «татарская»?

История сибирских народов до Ермака – «наша» или хантов, манси, якутов, селькупов?..

Я вот считаю себя сибиряком, а где-то там в родословной есть и евреи, и грузины… И бог знает, кто еще. Мне можно считать историю Сибири, Израиля и Грузии «своей» историей?..

Где вообще можно провести четкую разделительную черту? Ведь все эти «отдельные» истории так тесно сплетены воедино, что разделить их можно было бы только при условии, что они происходили на разных планетах.

Не существует отдельных «историй» у русских, татар, коренных народов Сибири или каких угодно еще народов. Все эти «истории» составляют часть общей, общечеловеческой Истории, которую мы искусственно делим на фрагменты (потому что практически невозможно изучать всю глобальную Историю целиком – башка треснет).

И тот факт, что история Египта (или конкретно Нефертити) не вписывается в рамки учебника по истории России, вовсе не означает, что Египет и Россия никак и нигде не пересекались в Истории.

Всё в человеческой Истории взаимосвязано. И как бы громко это ни прозвучало, но если бы не было Древнего Египта – не существовало бы сегодня и России в том виде, в котором она есть.

Давайте проследим одну маленькую «историческую» цепочку.

Все читали Библию?..

В книге «Бытие» рассказывается история Иосифа, которого братья продали в рабство в Египет. Иосиф сумел там «подняться с колен» и дорасти до премьер-министра фараона, став едва ли не более важной шишкой, чем сам царь. Позже он переселил в Египет и всё свое семейство – своего отца, братьев и всю прочую родню. Там они и осели на ближайшие 430 лет, пока Моисей не вывел евреев из Египта.

Конечно, истории об Иосифе и Моисее – легенды, а то и мифы, но свои исторические корни они всё же имеют. Считается, что предки евреев действительно жили на севере Египта, в дельте Нила (в «земле Гесем»). Предполагается, что массовое переселение (по меньшей мере частичное, а не всего народа) из Египта на Синай и в Ханаан происходило во времена Рамсеса II или (вероятнее) его преемника – Мернептаха.

Происходил ли Исход так, как описано в Пятикнижии Моисеевом, или же иначе – вопрос отдельный. Важно лишь, что некая миграция реально происходила, и предки евреев действительно захватили и покорили часть Ханаана. Впоследствии на этой территории образовалось Израильское царство. Именно там сформировался иудаизм с его монотеистическими воззрениями.

Нужно ли напоминать, что из иудаизма выросли (как минимум) две другие мировые религии – христианство и ислам?..

А что же случилось с теми евреями, которые решили не уходить из Египта (наверняка ведь были и такие)?

А ничего не случилось. Они продолжили жить так же, как жили прежде, и постепенно полностью ассимилировались и растворились в том пестром конгломерате национальностей, который существовал в Египте. Они не дали миру ни какой-либо особенной религии, ни какого-то отдельного, обособленного историко-культурного вклада. Они, несомненно, тоже оставили после себя след, но этот след – часть того самого «древнеегипетского» следа и культуры.

Если бы не случился Исход (в его историческом виде) – не было бы иудаизма, а значит, не было бы и христианства. Того христианства, на котором выросла вся современная европейская культура.

А Исхода, в свою очередь, не было бы, если бы в том самом Древнем Египте не сложились определенные условия, которые показались предкам евреев невыносимыми.

Так что же?.. Получается, за всю нашу культуру и искусство, за всю христианскую духовность и философию мы, в конечном итоге, должны «поблагодарить» того фараона и тех древних египтян, которые «с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам» (Исх. 1:13)?

Неужели в тот момент, когда фараон сказал: «А построю-ка я в дельте Нила небольшой городок и склады для припасов!» – история человечества повернулась в новое русло?

И да, и нет.

Конечно же, это не было единственной причиной. История – не нитка с бусами, в которой у каждого события одна причина и одно следствие. Чтобы событие произошло, тысячи причин сложились воедино, и у каждой причины была своя тысяча причин; и так до бесконечности. Выявить и проследить их все невозможно.

Но каждое событие в мире вносит свой микроскопический (а некоторые – и весьма большой) вклад в общую, человеческую Историю. Выяснить, понять и сложить вместе хотя бы часть этих событий, чтобы получить общую картину – и есть задача истории как науки. А в более широком смысле – понять, кто мы такие, откуда и как мы появились и куда мы идем.

В Истории нет ни одного «нашего» периода, как нет и «чужих». Это цельное полотно. Вы можете изучить какой-то фрагмент, но «выдрать» его из истории, сделав самодостаточным – невозможно.

Разумеется, пример с Исходом и (как следствие) появлением христианства – это всего лишь один пример. Можно найти тысячи других примеров того, как Древний Египет повлиял на историю. Например, в древнеегипетских сказках можно отыскать сюжеты, которые едва ли не дословно повторяются в сказках европейских.

Помните Златовласку, которая расчесывала волосы и уронила несколько золотых волосков? Увидев волоски, король отправил своего верного слугу на поиски красавицы.

Но еще в Древнем Египте рассказывали историю о том, как фараону принесли выловленную из моря прядь волос, необычайно благоуханную. Фараон тотчас послал отыскать девушку, которой принадлежал этот локон…

А вот другая древнеегипетская сказка.

Некий царь (кстати, из страны Митанни!) посадил свою дочь в высокую башню, окна которой были на высоте 70 локтей. И поклялся выдать ее замуж за того, кто допрыгнет до окна.

Многие пытались сделать это, но удалось лишь одному: египетскому царевичу…

Узнаете?.. Это же «Сивка-Бурка»! «Русская народная», между прочим, сказка. Только вот такая ли уж русская?..

И кто знает, сколько еще древнеегипетских сказок и сюжетов, переиначенных на славянский манер, нам рассказывали в детстве?..

А ведь египтяне тоже их наверняка не сами выдумали, а унаследовали от более древних времен. А те – от вовсе незапамятных…



Нельзя просто так взять и изучить историю!


Собственно, вот вам ответ на вопрос о вкладе Древнего Египта в историю. А также и о вкладе абсолютно любого другого государства, народа, города, общины или человека.

Так имеет ли смысл изучать историю? Имеет ли смысл узнавать больше о прошлом человечества, копаясь в древних могилах и мусорных кучах, разгребая старые кости и черепки?


Вы мне скажите.



Этот блог нуждается в вашей поддержке!


Записи из этого журнала по тегу «История перед сном»

  • Садись, Колумб! Двойка по географии!

    Что подвело Колумба, когда он поплыл открывать Индию? У него был при себе компас, так что не чувство направления. И даже не логические посылки. С…

  • Нефертити снова удалось спрятаться

    Я уже рассказывал, что в феврале 2018 специалисты в очередной раз обследовали стены гробницы Тутанхамона с помощью радаров. Как вы, возможно,…

  • Царица на прогулке

    Помните, в прошлом году я вам рассказывал про царевну Таду-Хебу из страны Митанни, которую выдали замуж за египетского фараона? Я неожиданно…

  • Новое сканирование гробницы Тутанхамона

    В гробнице Тутанхамона начались новые исследования, которые помогут определить, есть ли в ней скрытые помещения. Пару лет назад я уже писал о…

  • Новая электронная книжка!

    Я тут подумал — почему бы, собственно и нет?.. И собрал посты про митаннийскую царевну в небольшую электронную книжку. Так что если вы еще не…

  • Любимая жена царя-еретика

    Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Когда царь Египта Аменхотеп III вознамерился взять в жены царевну Митанни, дочь Тушратты, он…

  • Прогулка на озере

    Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Когда полуденный зной немного спал, молодая царица пожелала прокатиться на лодке. Камеристки с…

  • Сестры-царевны

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть. 1350-е годы до н.э. Великие цари Египта и Митанни заключили между собой…

  • Туман над садом

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть. Ближе к середине ночи земля, прогретая солнцем, остыла, и от реки по узким улочкам…

promo alex_aka_jj august 26, 2009 13:36 7
Buy for 300 tokens
Друзья! В этом блоге за 8 лет его существования опубликовано больше 300 авторских рассказов и других текстов. Чтобы вам было удобнее их находить и читать, я составил это содержание. Мой блог — некоммерческий. Это значит, что я пишу тексты на чистом энтузиазме и не занимаюсь ни заказными…

Comments

( 319 комментариев — Оставить отзыв )
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
catodon
25 май, 2018 10:28 (UTC)
Браво! А еще надо добавить, что история не "пишется победителями", а изучается на основе источников (с учетом их достоверности, естественно) и находок. И именно это отличает науку историю от пропагандистской истории. И что история - не рассказ с линейным сюжетом, а спектр вероятных событий, более или менее случайно влияющих друг на друга.
alex_aka_jj
25 май, 2018 10:40 (UTC)
Я был уверен, что читатели дополнят, если я что-то упущу )) Спасибо!

Да, про то, что "история пишется победителями" - это вообще отдельная тема для статьи. Эту глупость очень любят повторять люди, которые только эту глупость и знают об истории.
Возможно, это было правдой в древние времена, но сегодня это уже не так.
Сегодня скорее: "Историки выкапывают из земли историю, которую закопали политики" ))
(без заголовка) - catodon - 25 май, 2018 13:13 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - roar22 - 30 май, 2018 07:29 (UTC) - Развернуть
far_far_north
25 май, 2018 11:39 (UTC)

Хороший ответ.


Иногда даже не столько ограниченности отдельных персонажей поражаюсь, сколько их упрямому желанию оставаться таковыми.

(без заголовка) - oblogah - 27 май, 2018 23:00 (UTC) - Развернуть
ab_dachshund
25 май, 2018 11:43 (UTC)
Я понимаю, что вы спорите с конкретным человеком (который не хочет зубрить даты рождений фараонов в школе, дурачок), и в рамках этого спора вы конечно правы.

А какое влияние на нашу историю оказала история Атлантиды, Содома или Куско?

Предположение о том, что надо учить историю, потому что она де на что-то повлияла, само по себе чересчур утилитарно. Если уйти в другие академические науки - зачем учить теорию комплексного переменного? Ведь мнимых чисел не бывает, повлиять она на нас не могут и так далее. Зачем читать "Евгения Онегина" - книгу про выдуманных и несуществующих людей?

Для разрядки расскажу анекдот, как мне кажется более чем в тему:
- Вовочка, расскажи нам историю Моисея.
- Моисей был внебрачным сыном египетской царицы, который....
- Подожди, Вовочка, что ты такое говоришь? Ведь царица нашла Моисея в плывущей по реке корзинке.
- Это она сама так всем рассказывала?
alex_aka_jj
25 май, 2018 11:56 (UTC)
Во-первых, не учить, а изучать.
Если Вы (или кто угодно) не хотите учить историю в школе - ну и бог с Вами. Не учите. И уж тем более Вам лично не надо знать даты рождения фараонов, чтобы водить такси или сводить баланс в 1С.
Но знать хоть что-то о своем прошлом, чтобы не быть Иваном, не помнящим родства, Вам в любом случае полезно.

Я не знаю, какое влияние оказала "история Атлантиды" (в первую очередь, надо еще спросить - была ли история у вымышленной страны, или была только история-фантазия о ней). Мне сложно оценивать вклад каждого фрагмента исторической мозаики на человечество. Да и не моя это задача.
Я просто пытался объяснить, почему важно изучать и знать.
Ну, может, не Вам лично.
Но, к счастью, очень многие люди хотят знать историю просто чтобы быть культурными, грамотными и разносторонне развитыми. И "Онегина" читают по той же причине.
(без заголовка) - catodon - 25 май, 2018 13:07 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - catodon - 25 май, 2018 13:54 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - kruglov - 25 май, 2018 18:10 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - xopyc69 - 28 май, 2018 07:48 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - xopyc69 - 28 май, 2018 08:10 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - xopyc69 - 28 май, 2018 09:08 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - polugut - 25 май, 2018 16:34 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - polugut - 25 май, 2018 18:38 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - roar22 - 30 май, 2018 07:34 (UTC) - Развернуть
braintunic
25 май, 2018 11:44 (UTC)

> Да и где он вообще, вклад того Древнего Египта в историю?..

Ну, привет.

Присядьте на стул, за стол, взгляните через оконное стекло, вымойте руки мылом - всё это придумано и впервые использовалось таки в древнем Египте.

А также кирпичи, косметика, железные предметы, и даже презервативы... всё из Египта!
alex_aka_jj
25 май, 2018 12:00 (UTC)
Железные предметы - нет. В Египте нет руд, из которых можно его добывать (существовало только метеоритное). Кирпич тоже спорно (и до них использовали).
Но в любом случае, влияние любого древнего общества (а тем более цивилизации) на современность - колоссальное. Это факт. )))

Колесо тоже не в "нашей" истории изобрели. А используют до сих пор. Не говоря об использовании огня, земледелии, охоте, скотоводстве, возведении домов, одежде...
(без заголовка) - larsage - 25 май, 2018 12:16 (UTC) - Развернуть
schernov
25 май, 2018 12:12 (UTC)
Вы это пишете тем, кто не хочет читать?
one_1_3
25 май, 2018 12:13 (UTC)
А был ли мальчик? (с) А на сколько те артефакты, что изучаются, являются подлинными,а не созданными любителями истории, жившими в Древнем Египте? Изучается то, подлинность , время и место создания чего невозможно доказать.Всегда будет поправка " по мнению такого-то" или "профессор тако-то считает так". А уж глядя на то, как современные общества обращаются с историей, так начинаешь сомневаться в каждой, написанной древними,букве.
Но изучать все равно надо. Не для того, что бы оценить степень влияния, но что бы когда нибудь найти ответ на извечный вопрос: кто мы и откуда.
alex_aka_jj
25 май, 2018 12:23 (UTC)
Я не очень понимаю, что значит "созданными любителями истории, жившими в Древнем Египте"?
Если какой-то древнеегипетский писец 3000 лет назад "подделал" текст о событии - то этот папирус "подделка"?
Но он будет подлинным. Просто текст в нем не обязательно соответствует истине (а историки никогда не предполагают априори, что всё написанное - истина).
Просто надо понимать, что большая часть источников - не летописи (которые легко переиначить). Например, вы нашли черепок, на котором нацарапано письмо Васи к Пете. Насколько велика вероятность, что Вася в своем X веке решил подделать это письмо, чтобы подгадить историкам XXI столетия?..
Или вы нашли папирус с ведомостями на выдачу продовольствия рабочим (таких немало). Будете ли вы подозревать, что писец потратил кучу времени (и драгоценный писчий материал), чтобы сделать "подделку"?
Маловероятно.
И если в ведомости написано, что "писцу полагается за работу выдать N мер зерна, а каменщику M мер" - вы можете сделать, например, заключение о том, насколько быть писцом было выгоднее, чем каменщиком. Это не будет "мнение профессора" - это будет объективный исторический факт.
(без заголовка) - kruglov - 25 май, 2018 18:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
kobbi
25 май, 2018 12:21 (UTC)
Корни классической архитектуры, иконографии и еще черта лысого
bbeer
25 май, 2018 12:30 (UTC)
Историки нужны для того, чтобы не было таких мудаков как ты
alex_aka_jj
25 май, 2018 12:33 (UTC)
Спасибо, что только словом заклеймили. А ведь могли и бритвой полоснуть.
pater_joseph
25 май, 2018 13:03 (UTC)
Автор.

Очевидно, что только такой лох педальный/псевдо историк, как вы, считает, что история не лжет, и её пишут не победители.
yaspis666
25 май, 2018 13:10 (UTC)
ваша история-
История КПСС.

Бог
alex_aka_jj
25 май, 2018 13:26 (UTC)
Re: ваша история-
Хей, народ, крутые новости! Я только что Бога забанил!
Посмотрим, сумеет ли Всемогущий написать сюда из-под того же аккаунта!
kagury
25 май, 2018 13:17 (UTC)
"История не наука, а разновидность научной фантастики о прошлом" (с)
stabrk
25 май, 2018 13:25 (UTC)
Изучение истории — это чтобы не наступать на одни и те же грабли.
sn0w_0wl
25 май, 2018 13:27 (UTC)
Алексей, по-моему, это как раз тот случай, когда "если надо объяснять, то не надо объяснять" :)
(Анонимно)
25 май, 2018 13:29 (UTC)
Князь Владимир прежде всего НОВГОРОДСКИЙ, а потом киевский
Князь Олег прежде всего НОВГОРОДСКИЙ, а потом уже киевский
Князь Игорь прежде всего Новгородский, а после киевский,
князь Святослав говорил Ольге: не любо мне в кииве, и всю жизнь жил в Переславле на Дунае--часть болгарии, румыния и молдавия были русскими (не хохляцкими) землями
roman_avitin
29 май, 2018 14:15 (UTC)
вот только никакого отношения русы-викинги не имеют к современным русским, ославяненным потомкам эрзя-моксянцев.
apollo_musaget
25 май, 2018 13:36 (UTC)
Семки есть?
alex_aka_jj
25 май, 2018 14:06 (UTC)
Да, они есть.
Не знал, что кто-то может сомневаться в существовании семок.
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 319 комментариев — Оставить отзыв )

Профиль

one bearded man
alex_aka_jj
Алексей Березин

Последний месяц

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930




Поддержать автора

Поддержать автора


Рекомендую!


Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Купить на ОЗОНе
Купить на Лабиринте

Ссылки

Yandex.Дзен Слон в колесе

Слон в колесе VKontakte

Слон в колесе в Google+

Twitter Слон в колесе
Разработано LiveJournal.com