?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Царица на прогулке

Помните, в прошлом году я вам рассказывал про царевну Таду-Хебу из страны Митанни, которую выдали замуж за египетского фараона?

Я неожиданно получил привет из той эпохи. Может, от самой Таду-Хебы.

В Египетский музей Мюнхена меня привела на экскурсию очаровательная девушка-египтолог София. Там мы не торопясь прогуливались (пугая местных хранителей шумными восторгами и бурным обсуждением всего, что попадалось на глаза).

И вдруг.


1. Придворная дама, идущая за жертвенным быком в процессии (ÄS 4870).
Staatliches Museum Ägyptischer Kunst, фото автора.


Это кусок рельефа из Амарны, древнего Ахетатона, столицы «фараона-еретика» Эхнатона. Именно тут жила вместе с ним сама Таду-Хеба (ее в Древнем Египте знали под именем Кийя).

И на этом блоке, возможно, изображена именно она.

Почему?

Начнем следствие!

Сам факт того, что блок происходит из Амарны, уже гарантирует, что изображение относится ко времени Эхнатона, а значит – и ко времени Кийи.

Город Ахетатон (его руины раскопаны в местечке Амарна) был построен по приказу Эхнатона, а вскоре после его смерти был заброшен, разрушен и предан проклятию — и, благодаря этому, неплохо сохранился.

В Ахетатоне началась невероятная эпоха обновления в искусстве, своего рода древнеегипетский Ренессанс. Художники и скульпторы смело отступали здесь от жестких египетских канонов, соблюдавшихся тысячелетиями. Им удалось достичь небывалых высот мастерства и создать огромное количество шедевров во всех областях изобразительного искусства — и в рисунке, и в рельефе, и в скульптуре. Главное новшество, привнесенное художниками Ахетатона — это свобода в изображении человеческих чувств и эмоций, а также реалистичность изображений. Рельефы и скульптурные фигуры, вышедшие из их мастерских, буквально дышат жизнью. Мы видим то, чего никогда прежде не показывали старые мастера: людей, которые держатся за руки, обнимаются, целуются, играют с детьми…

Портреты перестают здесь быть условными и идеализированными, как то было раньше. Художники Ахетатона стремились передать подлинные, достоверные черты внешности, даже если в этих чертах обнаруживались некоторые недостатки. Так, сам Эхнатон изображался с полными, по-женскими округлыми бедрами; и у него самого, и у его дочерей продолговатые, вытянутой формы черепа (генетический дефект). А великолепный скульптурный портрет царицы Нефертити, похоже, лишь в незначительных деталях отличается от оригинала (сглажены лишь несколько морщинок!)

Поэтому не подлежит сомнению, что не только в изображениях царской семьи, но и других знатных египтян (а может, и не только знатных) художники придерживались тех же принципов: добиваться, насколько возможно, портретного сходства и жизненности в портрете.

Итак, можем ли мы считать, что изображение девушки на рельефе — портрет реально существовавшего человека?

Да, можем! Более того, можно с большой вероятностью говорить о высоком портретном сходстве с оригиналом. Вряд ли можно требовать фотографической точности, но сходство наверняка есть!

Но что же это за девушка?

Во-первых, на рельефе, несомненно, придворная дама. Несмотря на то, что она идет следом за быком, это точно не крестьянка (непросто обычной крестьянке было бы оказаться на дворцовых рельефах!) Вероятнее всего, она участвует в какой-то торжественной процессии, а бык предназначен в жертву солнечному божеству Атону. В руках девушка держит букет, и на ней платье из тонкого, почти прозрачного полотна, да еще и с плиссированными складками на рукавах — совсем не «рабоче-крестьянский» наряд!

Теперь посмотрим на парик (это не «родные» волосы. Египетская знать, как правило, брилась наголо, чтобы избежать сложностей с докучливыми насекомыми). Парик, в котором отдельные пряди скручены и уложены рядами в несколько слоев, называется «нубийским». В конце XVIII династии такие парики были в моде, их носили не только женщины, но и мужчины. У нашей девушки парик именно такой. Форма его тоже примечательная: пряди на висках такие длинные, что лежат на плечах, а сзади волосы значительно короче, так что шея остается открытой.

Кроме того, обратите внимание на большие круглые сережки в ушах нашей дамы.

По совокупности эти признаки — «нубийский» парик, оставляющий открытым затылок, и большие круглые серьги — считаются среди египтологов важными характерными чертами изображения Кийи. Добавим сюда амарнское происхождение рельефа — и можем говорить о серьезных подозрениях на то, что перед нами сама царица Кийя (она же принцесса Митанни по имени Таду-Хеба).

Конечно, полной уверенности нет и быть не может. Однако посмотрите на эти рельефы, которые точно принадлежат Кийе:


2. Царица Кийя. Изображение позже переделано для одной из дочерей Эхнатона (изменена форма головы и прическа).
Раскрашенный рельеф на известняке (фрагмент). Амарна. Период правления Эхнатона.
The Metropolitan Museum of Art, New York. Фото с сайта музея.



3. Царица Кийя. Рельеф на известняке, Гермополис. Из собрания Новой глиптотеки Карлсберга, Копенгаген.
Илл. из книги: Dorothea Arnold, “The Royal Women of Amarna: Images of Beauty from Ancient Egypt”, The Metropolitan Museum of Art, New York, 1996, p. 105.


Сходство париков и серёг очевидно. Да и контур лица похож. Сильнее всего различается форма носа (на рис. 2 он вообще курносый, кончик задорно вздернут вверх, а на рельефе из Мюнхенского музея нос прямой). Но на крышке канопа, который тоже принадлежит Кийе, нос прямой. (Насколько я знаю, форма носа в течение жизни может меняться. Так что, учитывая, что Кийя прожила при дворе Эхнатона не меньше 11 лет, разные изображения могут относиться к разным годам ее жизни).


4. Крышка канопа, принадлежавшего Кийе.


Вот такой неожиданный визит из прошлого.

Она велела передать привет и вам, всем, кто проявил интерес к судьбе Таду-Хебы.

Я передаю.

Привет вам от митаннийской царевны и египетской царицы!



Этот блог нуждается в вашей поддержке!


Записи из этого журнала по тегу «Царевна Митанни»

  • Новая электронная книжка!

    Я тут подумал — почему бы, собственно и нет?.. И собрал посты про митаннийскую царевну в небольшую электронную книжку. Так что если вы еще не…

  • Любимая жена царя-еретика

    Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Когда царь Египта Аменхотеп III вознамерился взять в жены царевну Митанни, дочь Тушратты, он…

  • Прогулка на озере

    Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Когда полуденный зной немного спал, молодая царица пожелала прокатиться на лодке. Камеристки с…

  • Сестры-царевны

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть. 1350-е годы до н.э. Великие цари Египта и Митанни заключили между собой…

  • Туман над садом

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть. Ближе к середине ночи земля, прогретая солнцем, остыла, и от реки по узким улочкам…

  • Царь принимает посольство

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть, часть 3. Правитель Митанни, царь Тушратта, определенно не мог называть египтян египтянами, а их страну…

  • Посланник

    Продолжение. Начало: 1 часть, 2 часть. — Мне кажется, он сильно похудел с прошлого раза, — заметил Тушратта. — Разве? — Келия близоруко…

  • Царь Тушратта приходит к власти

    Продолжение. Начало здесь. Не найти в древнем мире достаточно значительных отрезков времени, когда бы все и везде шло тихо и мирно. То там, то…

  • Расправа

    Молодой царь ехал верхом на вороном жеребце, которого звали Ураган. Он гордо отказался от повозки или колесницы; ему нравилось ощущение единства с…

promo alex_aka_jj june 8, 11:03 11
Buy for 300 tokens
Соскучились по хорошим новостям? Их есть у меня! Я обещал, что выйдет новая книжка — и книжка вышла. Уже доступна в некоторых интернет-магазинах. Кликабельно! Помимо собственно рассказа «Совещание», которым книжка открывается, в ней будет еще почти 50 разных рассказов. Книжку хвалят в…

Comments

( 18 комментариев — Оставить отзыв )
0mogol0
14 май, 2018 06:59 (UTC)
О, Алексей, а вы к нам в Мюнхен заезжали?

Египетский музей мне показался хоть и относительно небольшим, но очень красиво спроектированным. К сожалению, оценить с научной точки зрения - мне его сложно, не настолько хорошо знаю Египет.
alex_aka_jj
14 май, 2018 12:33 (UTC)
Я заезжал, да. Меня приглашал культурный центр GOROD.
Египетский музей в Мюнхене хорош, много интересного. Особенно приятно, что очень грамотно используется пространство и не тесно.
dpmmax
14 май, 2018 10:09 (UTC)
Египетский музей! Леша дорвался)))))
alex_aka_jj
14 май, 2018 12:32 (UTC)
Дааа, я дорвался )) Да еще в хорошей компании. О большем и мечтать нельзя ))
kun_qiu
14 май, 2018 13:43 (UTC)
Очень интересно, представляю как было интересно Вам!)
kssenia_grace
14 май, 2018 15:03 (UTC)
Дыхание вечности...
oldtimer_lj
14 май, 2018 16:06 (UTC)
Ура!

Очнь редко удается видеть человека, наслаждающегося тем. что он исследует и рассказывает. И ваш поезд увлекает за собой даже тех, кто, вроде бы, и не планировал в него запрыгнуть.

И море подробностей помогает сделать прошлое живым. Примерно тоже я ощущаю в этом странном куске египетской истории.

Отвечаю примерно тем же.

https://www.bakupages.com/blg-list.php?id=94818&s=1&blg_id=4&cmm_id=0&usp_id=36943


alex_aka_jj
14 май, 2018 19:23 (UTC)
Спасибо! ))
А Силвербергу надо поклониться за его "Гильгамеша". Не будь этой книги, в разы меньше было бы знакомых с именем героя.
oldtimer_lj
14 май, 2018 19:33 (UTC)
Айн Ранд в свое время в "Источнике" прославляла "Дырку от бублика" - специалиста по маркетингу, который проталкивал в жизнь идеи гениального героя. Похожая ситуация. Нужен посредник для всего, что нам интересно, и мы не хотим быть забытым. Не было бы талантливого пересказчика, который, заодно, вложил свою душу в пересказ, не было бы и известности первоисточника.

Поэтому я еще раз благодарю Вас за искренние строки.
maxim_vazanov
16 май, 2018 03:24 (UTC)
Спасибо!
Очень интересно!
nivaco
16 май, 2018 06:05 (UTC)
Спасибо, что поделились, серьёзная информация, Кию знала только на крышке канопа из книги М.Э.Матье "Во времена Нефертити".
lx_photos
16 май, 2018 08:53 (UTC)
классно, спасибо
i_p_g
16 май, 2018 09:57 (UTC)
Интересная художественная интерпретация информации. Выводы, конечно, за уши притянуты.
loricsin
16 май, 2018 13:57 (UTC)
Вы ошибаетесь, здесь художественно не дописано, что Кийя построила Киев)))).
tat9
16 май, 2018 13:20 (UTC)
бесконечно благодарна)))))!!!!!.
вы вдохнули жизнь в камни
и камни заговорили совершенно сегодняшним языком...
а еще сказала бы..:
какая женщина одухотворена!!!!!!
maya_cooks
16 май, 2018 14:15 (UTC)
Кийя сама по себе очень интересный персонаж.
zorok
17 май, 2018 13:43 (UTC)
месяц как вернулись из Стокгольма и самым ярким впечатлением оказался как раз музей Средиземноморья, сфрормированный на базе коллекции старого Египетского музея и археологической экспедиции на Кипре. Интереснейшая тема. Спасибо.
( 18 комментариев — Оставить отзыв )

Профиль

one bearded man
alex_aka_jj
Алексей Березин

Последний месяц

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 




Поддержать автора

Поддержать автора


Рекомендую!


Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Купить на ОЗОНе
Купить на Лабиринте

Ссылки

Yandex.Дзен Слон в колесе

Слон в колесе VKontakte

Слон в колесе в Google+

Twitter Слон в колесе
Разработано LiveJournal.com