?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Прогулки полезны для организма. Я ходил прогуляться, и в букинистической лавке моему организму посчастливилось выкопать томик «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Для тех, кто за последние две тысячи лет не интересовался новинками литературы, сообщаю, что Флавий — еврейский писатель-историк I века н.э., участник иудейской войны 66-71 гг. и свидетель разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. Его книги считаются чрезвычайно важными историческими документами по истории еврейского народа.



Кроме того, он практически современник Иисуса. Иисусу Флавий посвятил целых две строчки в своей книге, что еще раз доказывает (внимание, сарказм), насколько значительным было влияние, оказанное Иисусом на евреев. Тем не менее, Иосиф — единственный не христианский еврейский автор I века, оставивший хоть какие-то свидетельства о существовании Иисуса вообще. Так что эти две строчки — значительно больше, чем ничего, которое написали все остальные еврейские авторы-не христиане.

Гораздо больше интересного Иосиф написал о политической и религиозной жизни в Иудее того времени. История, как говорят, движется по кругу, и время от времени пинает в зад тех, кто отстал и забылся. Читая Флавия, можно иногда невольно поймать себя на мысли, что многое из описанного видел лично.

В частности, Флавий описывает политико-религиозные секты, существовавшие в Иудее в I веке. Это были саддукеи, фарисеи и ессеи.

Практически все саддукеи так или иначе были связаны с правящими кругами — царским домом, священством, знатью и богачами. Как и полагается правящей верхушке, они не верили в бессмертие души и загробное наказание. К тому же, они были убеждены в полной и абсолютной свободе воли человека, и возможности выбирать между добром и злом. Поэтому, учитывая отсутствие воздаяния за грехи, охотно делали выбор в пользу того, что было выгоднее. Саддукеи выступали за формальное выполнение закона, особенно когда нарушал кто-то другой. Когда нарушали они сами, считалось дурным тоном вспоминать о законах. Чтобы стало понятнее, я обозначу так: саддукеи — это «Единая Россия». Ее древнееврейский вариант.

Другая секта — фарисеи — верили в перерождение добрых душ после смерти, и в то, что злым душам определены вечные мучения в аду. Но при этом считали, что все предопределено Господом, и уж ежели рожа крива, то никакой вины человека тут нет, на все воля Всевышнего, а на том свете радиус кривизны рожи зачтется. Еще товарищи фарисеи считались хорошими толкователями законов, хотя и немного формалистами. Дура лекс, говорили фарисеи, но шо тут поделать, какой уж есть. Особенно сильно фарисеи настаивали на соблюдении законов, когда речь заходила об их нарушении «Единой Россией» саддукеями. С саддукеями они были постоянно на ножах и регулярно требовали, чтобы закон был для всех един, наивные еврейские юноши. Естественно, саддукеи плевали на них с высокой колокольни и вообще считали деревенскими выскочками. Понаехали тут всякие, говорили саддукеи, и туда же — закон толковать. Со свиным-то рылом, да в синагогу?..

Короче говоря, фарисеи — это была оппозиция.

А третья секта называлась «ессеи». Это были граждане, которым до смерти надоели первые две партии, и они решили уйти и уединиться от них в пустыне.

— Потому что задрали, — объясняли любопытным ессеи.

В пустыне ессеи клялись, во-первых, чтить Б-га; во-вторых, жить мирно и дружно; а в-третьих, никогда не давать клятв. Противоречий в последней клятве никто из них не замечал, потому что ребята были простые и глубоко духовные.

Любопытные шли к ним толпами, и многие оставались с ними. В пустыне не было ни 3G, ни метро, ни приставучих промоутеров, ни даже инфляции. Никто не интересовался, чо там у филистимлян, а социальные сети сводились к анекдотам у колодца в очереди за водой. Эта простая и незамысловатая жизнь не могла не привлечь к себе массу народа. Все делалось сообща и на общественных началах. Вместе работали, вместе ели, вместе спали. Если кто-нибудь выпивал больше, чем положено скромному смиренному ессею, и начинал буянить и колотить стекла в пещерах, все вместе били ему морду. Короче говоря, это были первые дауншифтеры.

Впрочем, иногда они не уходили в пустыню, а обосновывались прямо в городах и селах, но всегда обособленно, и не особенно приветствовали, когда в их жизнь совались посторонние.

У ессеев, кстати, воззрения о бессмертной душе и ее посмертной судьбе подозрительно напоминают аналогичные представления христиан. Это дает основания предполагать, что христиане унаследовали кое-что от ессеев и являются, до некоторой степени, их духовными преемниками.

А еще в начале I века н.э. (или чуть раньше) возникло движение зелотов. Изначально это была очень радикально настроенная небольшая партия, которой не нравилась политическая обстановка в стране, и они искренне желали ее поменять на что-нибудь более другое.

Как известно, с 6 года н.э. Иудея была частью римской провинции Сирии. У нее был номинальный правитель-царек из местной знати, но фактическая власть принадлежала римскому прокуратору — наместнику императора. Римляне рулили страной, и даже последнему идиоту было понятно, что пора устраивать какой-никакой переворот.

Зелоты были очень настроены на то, чтобы выгнать к чертям собачьим римлян и устраивать свой быт так, как было раньше, до римского присутствия. Римляне ловили зелотов, вешали на столбах, но это плохо помогало. Особенно радикальные товарищи из числа зелотов сочли, что немножко кровавой резни в качестве ответной меры не повредит. Они разжились холодным оружием и принялись резать на улицах Иерусалима не только римлян, но и (по большей части) сочувствующих им из числа саддукеев. Этих граждан прозвали «сикариями», что в переводе на русский означает «революционно настроенные матросы» «кинжальщики».

Собственно, в течение всего I века н.э. ситуация в Иудее нагнеталась и нагнеталась.

Единоросы саддукеи прекрасно себя чувствовали, потому что вытягивать бабло из народа им никто не мешал, а буде кто начинал рыпаться, всегда можно было поручить усмирение бунта римским войскам (не зря же они тут сидят, правда?..)

Оппозиционеры фарисеи дергались и психовали. Им хотелось, чтобы было всё по закону, и тогда, говорили фарисеи, народ жил бы хорошо, хоть бы и под пятой римлян.

Зелоты психовали еще больше, им хотелось жить хорошо уже прямо сейчас, и без всяких римлян. А еще лучше, и без саддукеев.

Сикарии тоже психовали, и на нервной почве резали и римлян, и сограждан, потому что невозможно придумать лучшего способа наладить жизнь в стране, чем старый добрый террор.

И только ессеи не психовали, а просто вздыхали и говорили:

— Как же вы все задрали, б-же мой! — и уходили в пустыню.

Ну и таки шо вы думаете?..

К 70 году н.э. все это наконец переросло в полномасштабную войну и закончилось разрушением Иерусалима.

Ни на что не намекаю, упаси Б-г. Просто история интересная. Люблю историю.


P.S. Хорошо бы теперь еще откопать вторую книгу Иосифа Флавия, «Иудейские древности». Просто для комплекта. Пара строк про Иисуса — это как раз в ней.

Последние записи в журнале

promo alex_aka_jj august 26, 2009 13:36 7
Buy for 300 tokens
Друзья! В этом блоге за 8 лет его существования опубликовано больше 300 авторских рассказов и других текстов. Чтобы вам было удобнее их находить и читать, я составил это содержание. Мой блог — некоммерческий. Это значит, что я пишу тексты на чистом энтузиазме и не занимаюсь ни заказными…

Comments

( 84 комментариев — Оставить отзыв )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
f123
29 май, 2015 17:37 (UTC)
Ох зря про партию, еще и вас заклюют ((
А про фарисеев я почему то как то иначе представлял. Почитаю, исправлюсь.
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:05 (UTC)
Общедоступный и самый популярный источник сведений о фарисеях - это Библия. А Новый завет написан с позиций даже не ессеев, а скорее зелотов, или даже сикариев. При этом основная ненависть направлена не на саддукеев, а на фарисеев по (имхо) двум причинам: во-первых, катить бочку на саддукеев означало то же самое, что нарываться на неприятности (а авторы НЗ очень старательно подчеркивают свою лояльность римским властям); во-вторых, в полемику последователи Иисуса вступали как правило именно с фарисеями (саддукеи были выше того, чтобы общаться с какими-то галилейскими рыбаками и обсуждать с ними вопросы религии).
Ну и понятно, что фарисеи представлены в НЗ злобными буратинами. Хотя на деле они, вероятно, задавали очень дельные вопросы: почему, например, апостолы и Иисус не блюдут шаббат, хотя в Законе Моисеевом на этот счет имеется четкое указание?..

Истина, как водится, где-то между полярными точками зрения.
Шаббат - (Анонимно) - 29 май, 2015 21:43 (UTC) - Развернуть
Re: Шаббат - alex_aka_jj - 30 май, 2015 03:51 (UTC) - Развернуть
alena_aver
29 май, 2015 17:41 (UTC)

только сегодня в "мастере и маргарите" прочитала про флавия) и тут постец)

alex_aka_jj
29 май, 2015 18:09 (UTC)
Соврамши там товарищ Берлиоз ))
Упоминал таки Иосиф Флавий про Иисуса (а Берлиоз утверждал, что нет). Правда, его свидетельство долгое время считали поддельным, но сейчас уже лет 30 как считается, что оно подлинное (только чуть искаженное христианскими редакторами).
(без заголовка) - (Анонимно) - 30 май, 2015 05:29 (UTC) - Развернуть
lirik1980
29 май, 2015 17:46 (UTC)
Иосиф Флавий не может разрушить мою личную веру.
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:10 (UTC)
Я вам даже больше скажу: он и не пытался.
Историки перед собой таких целей не ставят )))
goldfond
29 май, 2015 17:48 (UTC)
Эх, преждевременно я прочла Флавия! путалась-путалась в фарисеяхседдукеяхессеях, а оказывается, всё так просто разложилось по полочкам)))
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:11 (UTC)
С ними сложно по первому времени, ага.
Пока не разберешься, ху из ху ))
barabaan
29 май, 2015 18:08 (UTC)
Готовая статейка для лурки. Нужно только добавить пруфов и другой кошерной няшки.
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:13 (UTC)
У меня здесь свой Лурк, с шахматами и поэтессами )
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:11 (UTC)
Ну этак-то и я могу. Я бумажную хочу.
belenky
29 май, 2015 18:27 (UTC)
Не прошло и двух тысяч лет, как все вернулось на круги своя. Садуккеи - Ликуд. Фарисеи - Авода. Сикариев из "КАхане хай" к выборам не допускают.
ethana
29 май, 2015 18:42 (UTC)
Вы мудрый человек. Я когда вас читаю, всегда радуюсь, что вы есть.

А Флавия тоже люблю. Не в смысле "Флавия тоже", а в смысле "я тоже". :) Пару лет назад последний раз читала, по Иордании путешествуя. Надо перечитать.
Номинальные царьки, кстати, тоже дела творили, бывало.
alex_aka_jj
29 май, 2015 18:55 (UTC)
Да какой я мудрый... Единственное, что во мне имело отношение к мудрости, был зуб мудрости, но его мне выдернули )
А царьки творили, это да. На то они и царьки )
awander
29 май, 2015 18:44 (UTC)
Ай, Алексей! Прямо так и захотелось воскликнуть: "А пруфы?". Вы как-то неловко отряхиваете каки с подзабытого (Уже! Во время-то летит!) мема "ПиЖ". Это ж 100, ой, простите, 146% агитка, расчитанная на невзыскательную публику. Собственно, не прокатило, потому что партии - они все такие. С исключениями, куда ж без них.
Просто все люди, все человеки, а политики, = люди, согласные идти в политику , они по жизни такие - циничные и зачастую беспринципные. При этом умные умеют достигать свои цели, не нарушая законов. Эх...

А уж мировая практика. Нынче вот показывают нам мастер-класс с ФИФА. Тум много что можно сказать, скажем, насколько прринцип экстерриториальности применим к случаю, но ведь ясно, что это политическая история.

Это так, о законах ващще. Вы, часом, не фарисей будете?

А вот ессеи - это хорошо. "Мы пофигисты, нам всё пофиг! - Деньги? - Не, не пофиг! - Противоречие? - А нам пофиг!". Вот оно, откуда прикол-то. Понятно, что и не они первые такие мудрые, но документальное подтверждение - это здорово.

P.S. Вы интерес во мне проснули, пошёл посмотреть на самых единых из россов - на фракцию ЕР в думе. На её, думе, сайте. Гляньте - занятно. Точно они все саддукеи? Если так сказать уйти от обобщений...
Обнаружил там смешную в контексте фамилию "Завальный". По нему в Вики попал на статью "Золотые крендели «Единой России»" (не слыхал раньше даже). Первая мысль - фу, либер-вика, з0хвачена чуть более, чем ... А потом там же и прочитал что у этих кренделей (наверняка не у всех - умные отвертелись) таки были неприятности. Что не может не радовать нас с Вами, не так ли? И одновременно вызывает сомнение в справедливости вашей аналогии саддукеям в нашем нынешнем политикуме. Ну, аналогии часто бывают неполные, но Вы-то в тексте весьма категоричны, тождество декларируете.
P.P.S. Уф, извините, если что. Мне правда очень нравятся ваши тексты ;), но вот как только о политике - чувствую диссоннанс. Это огорчает.

alex_aka_jj
29 май, 2015 18:50 (UTC)
>чувствую диссоннанс.

Чувствуйте на здоровье. Я никогда не утверждал, что всё, что я пишу, обязательно понравится всем. Кто-то любит пиво, а кто-то булочки с маком. Я имею свою точку зрения и ее излагаю. Кому она не нравится - вольны изложить свою точку у себя в журнале.
(без заголовка) - awander - 29 май, 2015 19:53 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - cyaness - 31 май, 2015 09:41 (UTC) - Развернуть
tarik
29 май, 2015 19:05 (UTC)
Про Христа Флавий и не мог много писать, т.к. к этому времени он уже переметнулся на сторону Рима и был придворным императора. А ученики Христа с самого начала были не в почете как у иудейских элит, так и римлян. Ими уже при Нероне кормили львов.

P.S. А фарисеи в НЗ тоже разные. Полно "положительных" примеров - Гамалиил, Никодим. Да и сам апостол Павел собственно "фарисей из фарисеев"
alex_aka_jj
29 май, 2015 19:15 (UTC)
Я подозреваю, что христиан в древней Иудее попросту никто не заметил. Там было столько мелких сект и такое количество учителей и самопровозглашенных пророков, что появление еще одной секты и еще одного учителя просто прошло незамеченным. Это уже позже, когда секта разрослась и вышла далеко за пределы Иудеи, они стали заметны. Где-то, вероятно, на рубеже I-II веков.

Про фарисеев согласен, но все же в основном к ним враждебное отношение: "остерегайтесь фарисейской закваски" и т.п.

Edited at 2015-05-29 19:38 (UTC)
(без заголовка) - tarik - 29 май, 2015 21:03 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - tarik - 29 май, 2015 21:20 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - (Анонимно) - 29 май, 2015 19:27 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - tarik - 29 май, 2015 21:25 (UTC) - Развернуть
tarik
29 май, 2015 19:07 (UTC)
Про Христа Флавий и не мог много писать, т.к. к этому времени он уже переметнулся на сторону Рима и был придворным императора. А ученики Христа с самого начала были не в почете как у иудейских элит, так и римлян. Ими уже при Нероне кормили львов.

P.S. Фарисеи в НЗ тоже разные. Полно "положительных" примеров - Гамалиил, Никодим. Да и сам апостол Павел собственно "фарисей из фарисеев"
dedxassan
29 май, 2015 19:10 (UTC)
Врёт там Йося много, особенно по поводу своего пленения) Хотя периодический его сарказм (например, как Тит-младший распял 2000 евреев ЕМНИП, чтоб показать защитникам свои добрые намерения) великолепен. Да и евреи по большому счёту больше грызлись между собой, чем сражались с римлянами(
Про Христа кстати - есть теория, что это средневековые вставки.
alex_aka_jj
29 май, 2015 19:20 (UTC)
Была такая теория. В прошлом веке нашли текст, в котором те же строки про Иисуса отличаются - и они вроде бы признаны большинством исследователей за подлинные. Тут подробнее.
esquire_life
29 май, 2015 19:19 (UTC)
Не знал ,спасибо за инфомрацию)
nikolayloginov
29 май, 2015 19:23 (UTC)
Вот, все говорят: - "Иосиф Флавий, Иосиф Флавий!..." Ну, интересно, конечно, дядечка пишет...
Да, кстати, а кто-нибудь, когда-нибудь видел оригиналы его трудов? И кто, и когда, и где их откопал??? А может быть всё это художественные выдумки пейсателей 19, 20 в.в.?
alex_aka_jj
29 май, 2015 19:31 (UTC)
Какая мысль интересная. И правда, не признавать же за документ любую писульку, если на ней нет автографа автора.
Давайте еще заодно за оригинал Библии поинтересуемся. А то может его тоже никто не видел?..
(без заголовка) - (Анонимно) - 29 май, 2015 20:47 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - (Анонимно) - 29 май, 2015 21:50 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - mynine - 30 май, 2015 09:48 (UTC) - Развернуть
(без заголовка) - mynine - 30 май, 2015 10:33 (UTC) - Развернуть
korieversson
29 май, 2015 19:24 (UTC)
Ой, у меня есть эта книга:)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 84 комментариев — Оставить отзыв )

Профиль

one bearded man
alex_aka_jj
Алексей Березин

Последний месяц

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com