?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Спуском в Ороктойскую ледяную пещеру закончился наш последний день на Алтае. В тот же день (точнее, в тот же вечер) наш блогомобиль сделал девятичасовой марш-бросок, который закончился только в Кемеровской области. Лишь глубокой ночью мы догнали остальных участников экспедиции, и на следующий день снова выехали в путь, чтобы побывать в Ленинск-Кузнецком и Кемерово.

Но знаете что? Эти города я покажу вам в другой раз.

Царевна-лягушка, помнится, показывала гостям фокусы, разбрасывая по залу кости и расплескивая вино. У меня сегодня тоже припасено в рукаве кое-что особенное и я собираюсь швырять это в зал.

Город Кемерово, как известно (в основном, кемеровчанам), расположен на реке Томи. А рядом с ним есть уникальное место, заповедник, в котором на огромных скалах, нависающих над Томью, сохранились рисунки людей времен бронзового века. Этот заповедник, музей под открытым небом, называется Томской писаницей.




Вокруг скал с доисторическими рисунками сейчас существует целый парк развлечений, с аттракционами, кафетериями и сувенирными лавочками. А еще там собраны копии других культурных памятников, оставленных коренными жителями Сибири.

Но я начну по порядку.

Первым делом, попав на территорию заповедника, мы почувствовали аромат настоящего сибирского леса — свежий и душистый. Так пахнут десятки видов трав, лесных цветов и смолы деревьев. Это — запах летней тайги. Как жаль, что фотокамера не способна передавать запахи!..




Времени у нас, конечно же, было в обрез, поэтому первым делом мы помчались осматривать наскальные рисунки. К Писанице ведет удобная асфальтированная тропка, заканчивающаяся террасой, нависающей над Томью.




Разумеется, мы не удержались и сфотографировались там. Вид с террасы открывается великолепный.




Видите внизу перила, которые огибают скалу по самому краю? Вот на этой-то скале и начертаны рисунки. По лесенке мы спустились вниз, к реке. Внизу висит плакат, поражающий воображение.




По-моему, это афиша какого-то нового блокбастера. Наверное, продолжение «Техасской резни бензопилой». Жду с нетерпением следующую часть: «Чукотская резьба моржовым клыком», или что-нибудь в таком роде.




Я трогаю историю немытыми руками.

Вообще-то касаться скалы запрещено, но, во-первых, в этом месте нет рисунков, а во-вторых, я касаюсь только понарошку, да и вообще я хулиган и сорвиголова.




А вот и сами рисунки. Этим изображениям от 4 до 3 тысяч лет. Некоторые исследователи считают даже, что часть из них относится еще к концу неолита (конец 4 тысячелетия до н.э.).




К сожалению, вся нижняя часть стены изрисована туристами прошлых лет. Подобное же свинство мы постоянно наблюдали на Алтае: там тоже все легкодоступные поверхности на скалах исписаны надписями вроде: «Игорь и Маруся, Тагил». Выглядит пошло и отвратительно.

С другой стороны, сразу становится ясно, что для таких Игорей и Марусь это — единственный способ оставить по себе хоть какую-то память на свете. Про таких поэт написал: «А вы на земле проживете, как черви слепые живут — ни сказок про вас не расскажут, ни песен про вас не споют». Другой вопрос — стоит ли добиваться такой геростратовой славы?.. Я бы предпочел, чтобы потомки обо мне совсем забыли, чем помнили, что «Леша, Томск» изгадил своей мазней красивый вид или памятник истории.




Главный персонаж Томской писаницы — лось. Просто лось. Видимо, в те времена лось был главной охотничьей добычей. Огромное количество рисунков изображает лося, и что удивительно — почти всегда лось на рисунках обращен мордой вправо. Я нашел только два или три изображения, где благородный профиль лося обращен в левую сторону. Вероятно, это говорит о высокоморальных качествах лося. Я не знаю, как еще думать о лосе, который не ходит налево.




Рисунки очень сильно различаются по стилистике и технике исполнения. Часть из них просто процарапаны в камне, довольно грубо и схематично.




Другие рисунки прорезаны каким-то острым инструментом, они глубже и намного четче. Да и техника исполнения тут намного более высокая.




Наконец, есть рисунки, которые выполнены в технике барельефа. Фигуры животных тут не просто очерчены по контуру, а глубоко врезаны в поверхность скалы и отшлифованы. Таких рисунков немного, и они отличаются потрясающей реалистичностью и качеством.

Эти фигуры лосей, к примеру — мои любимые изображения на Томской писанице.




Есть и рисунки, которые представляют собой нечто среднее — тело прорезано линиями, а голова животного изображена барельефом. Вероятно, это какая-то промежуточная форма между вторым и третьим типом рисунков. Посмотрите на эту незатейливую картинку, вырезанную в камне, и проникнитесь мыслью: этот человек изобретал барельеф, как новый вид искусства. Доисторический охотник, три тысячи лет назад взявший в руки зубило и молот, был настоящим Леонардо да Винчи бронзового века.




Конечно, лоси — не единственные обитатели скалы над Томью. Вот эти два сюжета, к примеру, изображают людей, и оба в своем роде удивительны. Левая фигура принадлежит, судя по всему, шаману — на голове у полного мужчины, видимо, маска с тремя рогами, изображающая голову зверя или какого-то чудовища.

Что касается правой фигуры, то она принадлежит лыжнику — на ногах у парня явно лыжи, в одной руке он держит какой-то округлый предмет (может, веревочная петля?), а в другой — что-то продолговатое (быть может, копье? Или он тащит за собой добычу?..) В любом случае, это одно из самых древних изображений лыжника в мире, если не самое древнее.




А вот еще две человеческие фигуры, которые, кажется, держат друг друга за руки. У человека справа в свободной руке лук, у маленького человечка слева лук висит на плече. Кто это — отец и сын? Или муж с женой вышли на совместную охоту? Что запечатлел для нас древний художник?..

Еще одна фигура на этом рисунке принадлежит животному, но это не классический лось. Возможно, это не очень удачно изображенный медведь, или кто-то еще. Техника очень похожа на человеческие фигуры выше — возможно, они даже принадлежат руке одного мастера.




А вот эти человечки — несомненно мужчины. Художник приложил все силы, чтобы никто не усомнился в этом.




Но все же главный герой Томской писаницы — Лось. Запомним его таким: молодой, задорный, с маленькими рожками и задранным на бегу смешным хвостиком.




С большой неохотой пришлось нам оторваться от просмотра этого доисторического инстаграма, чтобы бегом пробежать по прочим достопримечательностям заповедника. Мы снова поднялись по лестницам на высокий берег Томи и нашли там много интересного.




Это сооружение, например, называется «обо» или «оваа» и связано с почитанием духов природы. Каждый, кто проходил мимо такого каменного холмика, мог добавить в него свой камешек в качестве «жервоприношения», чтобы заручиться благосклонностью духа или его покровительством. Со временем такие холмики сами стали считаться жилищами духов, и в конце концов стали прообразами храмов. В некоторых южных регионах Сибири подобные культовые места существуют до сих пор.




Этот камень с ликом является частью поминального комплекса знатного воина. Камни, установленные в Томской писанице — макеты, но они повторяют черты настоящих поминальных камней, которые были распространены в первом тысячелетии н.э.




А вот эта избушка на курьих ножках меня изрядно удивила. Дело в том, что с такой избушкой я знаком с самого детства — в краеведческом музее моего родного городка стоит почти такая же.




Эта избушка называется культовым амбарчиком. Коренные жители Сибири, такие как селькупы, ставили их в чаще тайги, а внутрь помещали схематичные изображения людей, вырезанные из дерева и одетые в тряпки и шкуры. Например, вот такие:




Как и все остальное, культовый амбарчик здесь не подлинный, а только копия, но я знаю, где есть настоящий. Однажды я доберусь до фотографий, которые я привез из родного музея, и сделаю об этом полноценный пост, а пока просто расскажу, что помню.

Такие амбарчики ставили селькупы (или, как называли их приезжие русские, остяки) в лесу, в потайном месте. Если местонахождение амбарчика становилось известно чужакам, считалось, что священное место осквернено, и избушку приходилось строить в новом месте, а старая забрасывалась. Правда, в наших краях такую избушку строили гораздо ниже — всего метр-полтора над землей.

Деревянным «людям» в амбарчик носили еду и питье, домашнюю утварь, стрелы и другое оружие — словом, все, что нужно для жизни. Не вполне ясно, представляли ли эти куклы духов-хранителей, или изображали реальных, живущих людей (возможно, в деревянных куклах словно бы «прятали души» живых, уберегая их от различных опасностей). Могу сказать лишь одно — при взгляде в «окошко» избушки мне всегда делалось не по себе. Жутковато видеть деревянных «людей», сидящих, словно живые, вдоль стен.


Но здесь, на Томской писанице, все было залито ярким солнечным светом и выглядело нарядным, красочным и совсем не жутким.






К сожалению, у нас не хватило времени, чтобы обойти весь заповедник, и многое осталось за кадром.




Что же, это означает только одно: мы обязательно туда вернемся и все осмотрим еще раз, более тщательно!


P.S. Юля evri4ka тоже уже запостила свой рассказ про Томскую писаницу. Не пропустите!


Другие части:
Часть 1. Барнаул
Часть 2. Село Сростки - родина В. Шукшина
Часть 3. Сплав по порогам Катуни
Часть 4. Остров Патмос
Часть 5. Алтай - страна гор и лугов
Часть 6. Ороктойская пещера
Часть 7. На краю реки Томи лежит камень велик...
Часть 8. Сад, о котором вы можете мечтать


Добавить в друзья Группа «Слон в колесе» ВКонтакте Google+ Twitter Facebook Блоги на Я.ру Мой фотоблог в Instagram Блог на Rustoria.ru RSS Skype: Alex_aka_JJ ICQ UIN: 141423744 Email

promo alex_aka_jj june 8, 11:03 11
Buy for 300 tokens
Соскучились по хорошим новостям? Их есть у меня! Я обещал, что выйдет новая книжка — и книжка вышла. Уже доступна в некоторых интернет-магазинах. Кликабельно! Помимо собственно рассказа «Совещание», которым книжка открывается, в ней будет еще почти 50 разных рассказов. Книжку хвалят в…

Comments

( 8 комментариев — Оставить отзыв )
killerbeer
28 июл, 2014 04:48 (UTC)
>Я бы предпочел, чтобы потомки обо мне совсем забыли, чем помнили, что «Леша, Томск» изгадил своей мазней красивый вид или памятник истории.
Легко вам говорить, вам-то безвестность уже по факту не грозит. :Р

>Я не знаю, как еще думать о лосе, который не ходит налево.
...Олень?
nadushkasv
28 июл, 2014 04:54 (UTC)
если водой полить - рисунки лучше видно, но вряд ли это разрешают...
в КалбакТаше говорили, что более примитивные рисунки - более поздние считаются...
san_san55
28 июл, 2014 06:08 (UTC)
Замечательная поездка и рассказ!
ptica_dragon
28 июл, 2014 06:44 (UTC)
Какое интересное место!!
mariklemente
28 июл, 2014 09:04 (UTC)
Спасибо, очень интересно! И с погодой вам повезло. Лось, не ходящий налево, насмешил)). А деревянные люди жуткие даже на фотографии. В дому их реально страшно увидеть.
kun_qiu
28 июл, 2014 09:35 (UTC)
Шикарный обзор!
aarona_banderas
28 июл, 2014 17:32 (UTC)
лоси не ходят налево, потому что там уже охотники в засаде )))
natalit
28 июл, 2014 19:25 (UTC)
Алексей, спасибо за репортаж!Стыдно признаться, я уроженка Кемерова, прожившая там 31 год, была на Писанице всего один раз на корпоративе. Ничего этого исторического не видела (( Буду исправляться в ближайшую поездку на родину. Вы меня вдохновили.
( 8 комментариев — Оставить отзыв )

Профиль

one bearded man
alex_aka_jj
Алексей Березин

Последний месяц

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   




Поддержать автора

Поддержать автора


Рекомендую!


Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Максим Малявин. Психиатрия для самоваров и чайников
Купить на ОЗОНе
Купить на Лабиринте

Ссылки

Yandex.Дзен Слон в колесе

Слон в колесе VKontakte

Слон в колесе в Google+

Twitter Слон в колесе
Разработано LiveJournal.com